12.10.2013 16:17

Ноты Судьбы

slide0001-1 slide0002-2 slide0002-1


 

«Семей простился с Розой Байдалиной – яркой, талантливой артиской, Деятелем культуры РК, полвека отдавшей сцене Семипалатинской государственной филармонии имени А.Кашаубаева. 17 июня будет ровно 40 дней со дня ухода Розы Олжаевны»

            В далёком теперь уже 1961 году Роза Байдалина окончила Семипалатинское музыкальное училище. С того времени до самого выхода на пенсию её жизнь была неразрывно связана с городской филармонией. Уже в год окончания музучилища Роза стала Лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Тогда победу ей принёс блистательно исполненный казахский вальс, написанный Л. ХАМИДИ. Однако основная работа ждала её дома.

- У Розы Олжаевны был обширный репертуар, - вспоминает коллега Байдалиной, директор Семейской филармонии, главный дирижёр оркестра казахских народных инструментов «Бибигуль», Заслуженный деятель Казахстана Оразгали СЕЙТКАЗЫ.

- Ей с поразительной лёгкостью удавались казахские, татарские, русские, украинские, узбекские народные песни, а также лучшие образцы мировой вокальной музыки - итальянской, французской. И репертуар Р. Байдалиной постоянно расширялся, со сцены в её исполнении звучали лучшие произведения отечественной и зарубежной классической музыки, она очень любила песни местных авторов БАЗАРБАЕВА, СЫБАНОВА, ЖАМАХАЕВА, АХМЕДЖАНОВА.

            При этом жизнь любого артиста филармонии - это не только свет софитов и рукоплескания благодарных слушателей. За ярким образом сценической жизни кроются часы долгих репетиций, сотни километров дорог, гастроли по городам страны и отдалённым сёлам окрестных районов. Бывало, что гастроли по сельской местности затягивались на два-три месяца, а то и на полгода.

            - Мне посчастливилось выступать на одной сене с Розой Байдалиной, - отмечает О. Ж. Сейтказы. - Я как дирижёр оркестра народных инструментов не раз аккомпанировал ей. Мы часто вместе выступали на телевидении. И я могу сказать: где бы ни пела Роза Олжаевна, своим пением, умением вести аудиторию и отношением к зрителю она неизменно притягивала к себе слушателей. К ней вообще все люди тянулись. У неё была такая аура, которая буквально захватывала публику. А ещё одной особенно запоминающейся чертой была её врождённая интеллигентность. За что Розу Олжаевну в нашем коллективе все любили. В отличие от большинства артистов, она могла поладить с любым человеком, никогда ни с кем не вступала в конфликты. Она умела объединять вокруг себя, из любой сложной ситуации дипломатично находила выход, при этом всегда беря под свою защиту и опекая творческую молодёжь. Возле неё всегда вились молодые артисты, а её неизменным кредо было помогать юным. Да и в целом, Роза Олжаевна всю себя отдавала филармонии, не раз признаваясь, что здесь - даже не второй, а первый её дом, где она делилась всеми своими радостями и горестями, - говорит Оразгали Жунисбекулы Сейтказы.

            Кроме всего перечисленного, в советское время филармония выполняла ещё и просветительскую роль, которая тоже ложилась на плечи артистов. Долгие годы Роза Олжаевна руководила лекторской группой филармонии. Она читала лекции о музыке и известных композиторах. И большой вопрос: где было легче - на концерте или на лекции. Неважно, что становилось темой для разговора со слушателями лекции - песни Абая КУНАНБАЕВА или связь его творчества с поэзией ПУШКИНА, русские романсы или зарубежная классика, произведения местных композиторов или жанры казахстанской музыки - в любом случае нужно было обладать не только большим объёмом знаний о предмете разговора, но и иллюстрировать сказанное музыкальным звучанием, а также удерживать внимание аудитории, вовлекая её в волшебный мир звуков.

            А ведь ещё необходимо было умудряться совмещать бешеный ритм концертной и просветительской работы с воспитанием сына. И она умела находить время для него, искренне проникаясь его мечтами и стремлениями.

            - Я с детства был в дороге, - признаётся сын Розы Олжаевны, ныне известный музыкант, автор многочисленных инструментальных аранжировок Рафаэль БАИДАЛИН. -Мама смеялась, что она - артистка, а сын -артистёнок, мечтая, чтобы я в будущем стал профессиональным музыкантом, получил основательное высшее музыкальное образование. Поначалу, глядя на маму, я сам жаждал выступлений, маленьким не раз старался надеть что-то яркое, а то и примерить её сценический парик и выйти на сцену. Затем, благодаря её поддержке, я окончил музыкальное училище, а потом - и консерваторию. При этом мама всегда разделяла мои увлечения. К примеру, я очень рано стал коллекционировать пластинки с записью рок-музыки. Представьте: в 1970-е годы средняя зарплата составляла 120 рублей, а я покупал пластинку - за 60. Но мама не ругала меня и сама стала понимать красоту и этой музыки, полюбив её. В последние годы нередко бывало, что, приехав ко мне в гости, она просила включить ей записи рок-музыкантов. Особенно ей нравились песни «Queen», «Sweet», «Вее Gees» «Uriah Неер».

            ...Всё бесконечное множество мелодий складывается из семи нот. Так и жизнь Розы Олжаевны складывалась в свою, неповторимую мелодию, где было место и для юношеских нот «до», где радостно пелось «ля» и встречалась горьковатая «соль». Но и у человеческой жизни, и у песни, как бы ни хотелось продлить её, рано или поздно звучат последние аккорды. В апреле 2010 года Роза Олжаевна тяжело заболела. Лишившись возможности двигаться и говорить, она долгих два года жила только слухом и зрением.

            - Мама любила жизнь, обожала работу, не могла без пения, - рассказывает Рафаэль - И поэтому без привычного образа жизни ей было очень трудно. Не так давно по одному из телеканалов показывали фильм о Габдулле ТОКАЕ. Мама смотрела эту картину. И вдруг в какой-то момент в фильме зазвучала фонограмма в исполнении мамы. Надо было видеть, как наполнились слезами её глаза...

            Наверное, не очень правильно будет говорить о точке в судьбе Розы Байдалиной даже после того, как её сердце перестало биться. Хотя бы потому, что остался её объединяющий и поддерживающий дух в коллективе филармонии, где Розу Олжаевну вспоминают как родного человека. Остались и тысячи искренних поклонников творчества Байдалиной, которые помнят мелодичное звучание её голоса и темпераментность выступлений.

 

 Литература:

Иванченко, Яна.

Ноты судьбы [Текст] / Я. Иванченко // Наше дело. - 2012. - 14 июня. - С. 13 : фото

Обновлено 16.10.2013 10:40