Омарбаева Даметкен
11.06.2013 22:05

4Сохраняя память предков

Деятель культуры РК Даметкен Омарбаева, даже рассказывая о вещах прозаических, щедро осыпает собеседника меткими поэтическими образами. Что же говорить о тех моментах, когда речь заходит об искусстве айтыса и любимом детище Даметкен Серикбаевны — Народном центре молодых акынов-импровизаторов! Быть одновременно творцом и учителем — это дар редкий, исключительный. Даметкен Омарбаевой, добивавшейся признания жюри, зрителей и, что немаловажно, соперников на самых знаменитых айтысах, удалось невозможное. Своими знаниями и, кажется, самим талантом делится она с учениками. И вот уже они становятся любимцами казахстанцев, поражая остроумием и находчивостью.

Педагогический секрет Дамеш-апай, как ласково называют ее буквально все вокруг, прост — ей самой повезло в жизни: в нужный момент встретился народный поэт Калихан Алтынбаев — учитель, который выпестовал ту искру божью, что в ней горела, раскрыл множество нюансов искусства айтыса, подготовил к состязаниям психологически.

Их главной встрече предшествовала мимолетная — на айтысе в Алма-Ате в 1985 году, где легендарный уже Калихан Алтынбаев обратил внимание на трогательную, но такую смелую в поэтическом поединке молодую красивую женщину. В ней чувствовался огромный потенциал, и акын решил приложить все усилия, чтобы этот бриллиант засверкал во всей красе. Но как найти поэтессу? У организаторов айтыса Калихан Алтынбаев узнал, что Даметкен из Жарминского района. Приехав в райцентр, он изрядно переполошил местное руководство, ведь не каждый день здесь встретишь народного поэта, писателя, победителя республиканского айтыса.

Затем пришел черед переполошиться разыскиваемой и ее мужу Жолдыхану — к их дому подъехал целый кортеж автомобилей. Но стоило Калихану Алтынбаеву войти в дом и взять в руки домбру, все перипетии знакомства отодвинулись, остались два поэта и их разговор — остроумный, хлесткий, но уважительный.

С тех пор мастер и его ученица были неразлучны, даже если их разделяли расстояния. Уроки К. Алтынбаева словно обострили природный талант Даметкен, и ее многочисленные победы на районных, областных, республиканских айтысах — реальное тому подтверждение. Более того, их союз — воплощение классического случая, когда ученик перерастает учителя, и сам Калихан-ага относился к этому факту с изрядной долей юмора.

Свои способности Даметкен почувствовала в детстве. Во многом — благодаря преподавателю казахского языка и литературы Канипе Битибаевой. Эта легендарная женщина, учительствуя в Тарбагатайском районе Восточно-Казахстанской области, была известна далеко за пределами республики. Каждый ее урок был мини-спектаклем, во время которого дети преображались в литературных героев или знаменитых писателей и поэтов.

Равнодушным не оставался никто, тем более чувствительная Даметкен; свои первые стихи она доверила учительнице и по ее совету стала посылать их в областную газету. Каждый выход становился праздником для всего класса, стихотворение читали вслух, обсуждали, давали советы счастливому автору. Замужество, трудовая деятельность, четверо детей — кажется, повседневность расписана по минутам. Но и в ней находится время для дела всей жизни — Даметкен знакомится с айтысом, который, несмотря на равнодушие к нему официальной культуры, по-прежнему жил в душе народа.

Точная дата появления этого оригинального поэтического жанра, разумеется, не известна. Как и место — некоторые даже утверждают, что айтыс (под другим названием, конечно) существовал еще в Древней Греции.

Многие народы владели искусством импровизации, и все же айтыс сохранился только у тюркоязычных, и у каждого он свой. В казахском айтысе поднимаются важные вопросы общественной жизни. Он очень динамичен, требует быстроты, особой находчивости и импровизаторского мастерства.

Акыны сопровождают поэтическое состязание игрой на домбре или кобызе. Вступая в песенное состязание, певец должен быстро находить остроумные ответы на неожиданные вопросы, отражать насмешки противника, быть политически и экономически подкованным, эрудированным. Чем блистательнее и содержательнее словесный каскад импровизации акына, тем ближе он к победе.

Говоря современным языком, айтыс — это воплощение свободы слова. Мог ли он быть популяризован при тоталитарном режиме? Вопрос, скорее, риторический. Но традиция не исчезла. А во время страшного испытания — Великой Отечественной войны — даже идеологи поняли, что народу нужна свобода самовыражения, и в Казахстане прошло несколько айтысов, организованных Габитом Мусреповым, Мухтаром Ауэзовым, Сабитом Мукановым, Исламбеком Исмаиловым.

Хотя говорят, айтыс как искусство импровизации был некоторым чиновникам от культуры непонятен, и в 1943 году в Алма-Ату даже направили писателя Леонида Соболева, чтобы на месте проверить, действительно ли Джамбул может так импровизировать...

Даметкен Омарбаевой посчастливилось творить в другое время. Более того, в 1996 году ей предложили переехать в Семипалатинск и организовать для юных талантов студию акынов. Впрочем, Дамеш-апай не такой человек, чтобы ограничиваться локальной задачей. Ее усилиями областной айтыс «Шыгыс шамшырактары» стал ежегодным. И в 2002 году Министерство культуры дало «добро» на создание при городском управлении культуры Центра молодых акынов-импровизаторов с присвоением звания народного.

Первые ученики Дамеш-апай — уже состоявшиеся специалисты: врачи, учителя, инженеры, руководители частных и государственных структур. Они, возможно, и не стали профессиональными акынами, но как это замечательно, когда, к примеру, доктор, помимо рецепта, неожиданно одарит пациента жизнеутверждающей импровизацией на тему здоровья!

Впрочем, знаменитых айтыскеров среди выпускников Даметкен Серикбаевны более чем достаточно. Их имена известны во всех уголках Казахстана, а первые свои поэтические строчки они создали, будучи подростками, на уроках Центра молодых акынов-импровизаторов: Ринат Заитов, Сара Токтамысова, Карлыгаш Аубакирова, Асем Жумагазина, Дина Базылова, Нуржан Омирбаев, Жалгас Зейнуллаев, Жасулан Тажиев.

По словам Дамеш-апай, айтыс — искусство, требующее самоотречения. Проходит не один год самозабвенного труда, прежде чем засияет новая звезда импровизации. Но с другой стороны, прирожденные айтыскеры — будь то подросток, впервые взявший домбру, или пожилой лауреат всевозможных конкурсов — по-другому жизнь свою не представляют. Петь и дышать — для них синонимы.

Поэтому Даметкен Серикбаевна особое внимание уделяет участию воспитанников в айтысах — именно там закаляются талант и характер молодого акына. Дело это затратное, но поддержка руководства управления культуры и городского Дворца культуры помогает решать финансовые проблемы.

С каждым годом интерес к древнему и уникальному жанру казахской национальной культуры — айтысу — только возрастает. А Даметкен Омарбаева ставит перед собой новую задачу: создать областную Школу искусств, в которой ученики бы познакомились не только с айтысом, но и с терме и жырау. Познакомились и вознесли на высокий уровень, сохраняя традиции, а значит, душу народа.

2011 году Лучшим работником культуры признана руководитель Центра акынов «Народный» городского Дворца культуры акын Даметкен Омарбаева.

Литература:

Биданова Айгуль. Сохраняя память предков // Казахстанская правда. - 2008. - 1 мая.

www.kazpravda.kz