Найманбайулы Асет (1867-1922)
23.05.2013 22:57

1Асет Найманбаев родился в 1867 году.

Когда Асет был еще мальчиком, отец его Найманбай, переехал в поселок Бахты Маканчинского района (Семипалатинская область). Маленького Асета определили в медресе. Асет быстро научился писать и читать по-арабски. Вскоре он стал записывать свои детские рассказы и стихи.

Подростком Асет начал заучивать длинные «киссы». По воспоминаниям современников, память у него была феноменальной. С первого раза он запоминал песни, сказы, киссы и даже заунывные мелодии баксы, под которые те совершали свои «волхвования». После уроков в медресе он веселился, пел, играл, рассказывал различные истории, верховодил шумными ватагами ребятишек. Мулла махнул на него рукой. Вскоре его стали называть в ауле «певцом Асетом».

Умирает его отец... Детство осталось позади. О дальнейшем учении нельзя было и мечтать. Асет отправился к родственникам матери, которые жили в волости Коктал. Там он нашёл благоприятные условия для развития своего таланта. Узнав, что Асет - хороший певец и акын, волостной правитель Алимгазы стал всячески привлекать его к себе. Неизвестно, что именно побудило волостного правителя к подобному меценатству - то ли он действительно любил искусство, то ли просто близость, присутствие одаренного певца, акына льстили его самолюбию, - но как бы там ни было, к Асету он относился с подчёркнутым вниманием, взял его к себе в дом, а через некоторое время женил на дочери своего земляка.

В Тарбагатае певец знакомится с песнями композиторов Биржана, Ахана, Култумы. Здесь певец сочинил свои первые песни-подражания «Еркем-ай» («Шалунья моя»), «Каракоз» («Черноглазая»).

Вскоре Асет отправляется в путешествие по Семиречью, где знакомится с песенными традициями южных областей Казахстана.

Об исполнительском мастерстве и необыкновенном голосе Асета в степи складывались легенды.

Переломным событием в жизни юного поэта стало посещение Куяндинской ярмарки. В то время ярмарка была своеобразным местом паломничества всех видных казахских акынов, певцов, музыкантов. Посещение ярмарки дало Асету возможность познакомиться с творчеством таких видных певцов, как Ахан, Биржан, Ибрай, Жарылганберды и других. Под их благотворным влиянием Асет сочиняет и свои песни - «Шашу», «Майда коныр», «Макпал», «Кайшакпай».

Поэтический дар Асета проявился и стал известен очень рано, еще в детские и юношеские годы. Обычно народ признавал и прославлял, передавая наизусть его стихи после победы на каком-нибудь значительном айтысе. Вот таким песенным состязанием в творческой биографин Асета был его айтыс с девушкой Рысжан, которая уже тогда считалась признанной поэтессой, и была несколько старше своего новоявленного акына-соперника. Есть различные версии о том, в каком возрасте Асет вступил в песенное состязание с Рысжан. Известно, что Асет Найманбаев встретился с Абаем после данного айтыса. Известный абаевед К.Мухамедханов утверждает, что «Асет с Абаем встретился, когда уже народ начал признавать его поэтическое искусство и певческое дарование...». Родной сын Асета Кожаке утверждал, что его отец находился в ауле Абая три года...

Признавая незаурядный талант Асета, прозорливый Абай все же посвятил ему стихотворение, которое называется «Асету». Великий наставник осуждает молодого талантливого поэта за излишнюю самоуверенность.

Почему молодой Aceт оставил у Абая впечатление самоуверенного и самовлюбленного юноши? Ответ может дать превосходный в художественном отношении и глубокомысленный по загадочному содержанию айтыс Асета и Рысжан. Это был тот период, когда заслуженная слава на время вскружила голову молодому поэту и певцу. В своем выступлении поэт говорит о себе как о сложившимся мастере. В начале айтыса акыны-соперники всячески выискивают недостатки друг у друга, чтобы как можно острее "уязвить" противную сторону, называя даже один одного то «малюткой», то «старухой». Но Рысжан была уже закаленной в таких состязаниях поэтессой и не помышляла о поражении. Когда Долгий обмен колкостями ни к чему не привел, девушка предложила акыну решить три ее поэтические загадки. Проявив глубокий аналитический ум и высокое поэтическое искусство, Aceт Найманбаев блестяще разгадал и легко справился с ее в общем-то непростыми загадками.

Рассказывает, что Асет и Рысжан так и не смогли победить друг друга. Оба были известными, опытными, остроумными, находчивыми акынами. Айтыс Асета и Рысжан стал предметом исследования МО.Ауэзова, С.Муканова, С.Ордалиева, М.Жармухамедова, других ученых. Из поездки Асет привез много новых песен северной части Казахстана. Особенно потрясли его песни ранее неизвестных ему композиторов Жарылгапа и Ибрая. Под влиянием Жарылгапа Асет сочинил песню «Шама». Некоторые оспаривают авторство Асета, говорят, что Асет лишь несколько изменил, и по-своему спел известную песню Жарылгапа. Но даже в таком случае Асет сохранил свою поэтическую манеру. В традициях песенного творчества композиторов Арки были написаны другие песни Асета «Майда коныр», «Макпал» (не смешивать с «Макпал» Ахана-сэре), « Кайшакбай». Конечно, в каждой из этих песен чувствуется самостоятельный музыкальный «почерк» Асета.

На поминки, организованные в конце века неким Жаканбаем, были приглашены люди со всех трех казахских жузов. Приехал и Асет. Его вызвал на айтыс опытный, испытанный в многочисленных поэтических состязаниях акын Бактыбай.

По отцу я - Бактыбай...

Пойте, струны, под рукой!

Многих я очаровал

Звонкой песней и игрой...

Быть поэтом и певцом

Мне назначено судьбой.

От аргынцев кто-то здесь?

Эй, бродяга, кто такой?.. - пел Бактыбай.

Асет был спокоен, сдержан. Его не привлекала дешевая рифмованная перебранка, к которой были склонны некоторые акыны. Он не был искусным рифмоплетом. Он был настоящим поэтом, знавшим цену слову. С первых же слов люди сразу поняли, что Асет на голову выше Бактыбая. Асет ответил глубокими по содержанию, яркими, красочными по форме стихами.

Если ты строптив, джигит,

в том порока нет,

Для неопытного злей порока нет.

Люди с черною душой повсюду есть,

не парят они в мечтах

высоко, нет...

А когда твой нрав, джигит

И жив, и смел,

Да умом еще богат - милее нет!

Разум, к месту подоспевший

в час беды,

Можно мудростью назвать,

сомненья нет...

Сына всякого дороже умный друг,

Никого его вокруг роднее нет...

Асет вернулся в родные степи.

Это было самое плодотворное время в его творческой биографии. Он часто выступал, очень много пел, создал несколько вариантов известных несен «Үлкен Ардақ», «Кіші Ардақ», «Зульхия», сочинил изящную по мелодии песню «Девушка Малике». Слава его гремела не только в центральном Казахстане, его знали в Семиречье, Тарбагатае, на Алтае. Во всех уголках необъятного Казахстана звучали его песни.

Предреволюционные события отразились на судьбе А. Найманбаева. Вместе с семьей и родственниками жены поэт подался в Китай. Чужбина ecть, чужбина: поэт тосковал о родине, которую покинул в недобрый час.

Тоска но родине стала отныне основной темой творчества Асета. В России грянула революция, волна революции докатилась и в казахские степи.

Поэт говорил о трудной жизни казахов в Китае. Он чувствовал, что ему уже не вернуться на родину, не увидеть родного края:

Мы тоскуем по родине, слезы льем,

Слез ни наших, ни наших детей - не унять...

Тематика поэзии Асета многогранна. Он был реалистом, в его поэзии преобладают демократические мотивы. Подобно Жаяу Мусе, он писал стихи и песни, в которых обличал баев, биев, волостных правителей. Сочинял он и жоктау (песни-плачи), эпиграммы, посвящения, любовные песни.

Видел он и неравенство в степи: «Кто владеет скотом, тот живет, а неимущий только прозябает». Пословицей стали его слова: имущий свят, а неимущий за горло взят".

Когда тяжело заболел знаменитый акын Кемпирбай, к нему приехал Асет:

Здравствуй, нар Кемпирбай!

Да поможет бог

Сладить с хворью,

Свалившей тебя, старика,

Белый сокол, ты гордо

летал, но не смог

Из кованого выпутаться силка...

Старый, больной акын, взволнованный вниманием и добротой певца, собрав последние силы, ответил стихами:

Чтоб утешить, Асет перешел мой порог.

Кашель рвет мою грудь,

Лоб намокший - в огне.

Я оставлю наследникам

несколько строк...

Поднимите, друзья,

изголовье мне...

Смерть Кемпирбая поразила Асета. Он ходил подавленный, угрюмый. Тут же написал «Каракоз» - песню о предсмертном состоянии человека, которая стала достоянием народа. Очень популярной была в народе и другая песня Асета - «Ыргакты». Но вершиной его творчества, лучшим созданием композитора, несомненно, является песня «Асет». Музыка этой песни соответствует её словам:

Хочешь петь хорошо - пой,

как пел Асет,

Оставляя в сердцах урагана след.

Моё слово - гром,

мой мотив - раскат-

Плавно прозвучал

и сошёл на нет...

Песня «Асет» звучит во многих произведениях композиторов. Основная мелодическая канва этой песни использована в арии Абая из оперы «Абай», написанной А.Жубановым, совместно с композитором Л.Хамиди.

Асет написал и несколько крупных поэтических произведений - поэму «Салиха и Самен», повесть в стихах «Три девушки-сиротки» (по мотивам сказки «Тысяча и одна ночь»). Пытался Асет, обратиться и к «Евгению Онегину». Конечно, это не подлинный художественный перевод, а скорее пересказ-переложение, притом сильно «оказахизированный». Татьяну Асет назвал на казахский лад «Татиш». Татьяна - Татиш обращается к Онегину с такими словами:

Тучной пашней я для вас рождена,

быть засеянной вами одним должна.

Так, как я вас люблю не любить другой.

И признаться вам в этом могу одна.

Онегин отвечает:

Мне уже сорок шесть,

милая Татиш,

В восемнадцать ты не о том

грустишь.

Девушке джигит мужем

должен стать.

Не могу принять то,

что ты сулишь...

Возможно, что Абая раздражало излишне вольно обхождение Асета с лучшим созданием русского гения. Произвольный пересказ Асета не имеет ничего общего с подлинным «Евгением Онегиным». Вполне естественно, что Абаю, человеку очень требовательному к себе и к другим, претили подобные вольные опыты и переводческие упражнения. И всё же то обстоятельство, что казахский поэт обращался к русской культуре, пытался переводить «самого» Пушкина, несомненно, было прогрессивным явлением.

В 1922 году Асет приехал в город Кульджу. Здесь он остановился у некоего Афари. Исполняя такие сложные песни, "Инжу-Маржан", Aceт, рассказывают, имел обыкновение принимать нашатырь. От нею будто бы голос становился звонче и чище. В тот день нашатырь у него весь вышел, и какой-то бродяга - баксы вытащил из узелка свое лекарство и протянул его певцу. Aceт принял зелье и вскоре почувствовал себя плохо. Баксы, оказалось, ошибся и вместо нашатыря дал какую-то отраву. Через день Асет умирает.

Корчась от боли, чувствуя, что наступает конец, поэт с тоскою говорил о настигшей его на чужбине смерти:

Рада старые счеты свести

со мной

Смерть... уже в изголовье

стоит с косой.

Наконец- то настигла

в чужом краю,

Где терпел я нужду,

и холод, и зной...

Певец вспоминал свою родину, которую покинул в лихую годину, сожалел, что в отсталой, невежественной стране, каким был тогда Китай, не было издательства, и потому он умирает, не оставив народу ни одной книжки своих стихов, что жизнь прошла бесследно...

Так нелепо умер большой поэт, акын, певец, композитор Асет Найманбаев. Умер вдали от родины, на чужбине, не успев осуществить многие свои замыслы...

Литература:

Асет Найманбайулы // В кн.: Литература Казахстана: Энциклопедический справочник. - А., 2010. - С.71.

Асет Найманбаев // В кн.: Гайнуллина Ф.А. Литература Семипалатинского Прииртышья: Учеб. пособие. - Семипалатинск, 2002. - С.28-34.

Баймагамбетов, Л. Асет Найманбаев: талантливый ученик Абая [Текст] / Л Баймагамбетова // Семипалатинские вести. - 2007. - 1 нояб. - С. 3.

Биданова Айгуль. Наследники легендарного импровизатора // Казахстанская правда. - 2012. - 16 нояб.

Жармухамедов М. Айтыс Асета и Рысжан. В кн.: Казахская ССР 4-томная краткая энциклопедия. Т. 4. - Алма-Ата, 1991. - С. 102.