Жомартбаев Таир (1884-1937)
10.03.2013 12:53

zhomartbaevТ. Жомартбасв - писатель, драматург, педагог родился в селе Мукур Чингистауской волости (ныне Абайский район) в многодетной бедной семье. Путь его к обоазованию был нелегким. До двенадцати лет рос в родительской семье и учился в аульной школе. Переехав в Семипалатинск, работал у бая, в свободное время посещая городскую казахскую школу. Двадцатилетним возвратился домой и некоторое время обучал аульных детей. Позже на заработанные деньги Жомартбаев отправился в Уфу, намереваясь получить более полное образование. Здесь он поступает на учебу в татарское медресе, готовившее учителей и, окончив его в 1911 году, возвращается на родину.

Весьма примечательно, что начальное образование Таир Жомартбаев получил в медресе поэта Кокбая Жанатаева - современника и друга Абая, разделявшего просветительские идеи великого поэта. До нас дошло воспоминание одного из воспитанников Кокбая Жанатаева — Е. Берлина: «Кокбай построил медресе у своей зимовки на берегу реки Такыр и приступил к обучению детей. Здание состояло из восьми комнат, оно было полностью выложено из досок... и напоминало городское медресе. В медресе собрались дети из близ расположенных аулов... Изучался русский язык».

Таир уже в те годы вчитывался в стихи Абая, воспитывался на них, постигая их глубинный философский смысл. Следующей школой, как уже упоминалась, стало медресе в городе Уфе. Медресе «Галия» было школой прогрессивного направления; из стен его вышли деятели культуры, участники революционных преобразований в Поволжье, Средней Азии и Казахстане. Здесь наряду с логикой, философией, математикой, историей, географией, преподавались русский язык и литература. В конце XIX - начале XX столетия в медресе обучались многочисленные представители казахской молодежи, среди которых был, к примеру, будущий выдающийся писатель Беимбет Майлин. В медресе «Галия» занимались и девушки. В 1911 году казахская молодежь, обучавшаяся здесь, на свои средства издала на родном языке книгу «Букварь, или Новометодная учеба». О медресе «Галия» и его выпускниках см: Я.Г.Аббуллин, Татарская просветительская мысль. Казань, 1976; Казахская Советская энциклопедия,

По окончании курса обучения Таир женился на воспитаннице этого же медресе Адгие Фахрисламовой и возвратился в Семипалатинск. Здесь, на левом берегу, в Заречной слободке с 1910 года действовала мусульманская школа. Супруги занялись педагогической работой: Таир учил мальчиков, Адгия - девочек. Т. Жомартбаев с первых своих педагогических шагов стал вести борьбу с косностью и суевериями. «Передовые люди того периода, - говорится в Казахской Советской Энциклопедии, - Габдулла Тукай, Галиясар Камал, Фатих Амирхан (Татария), Мажит Гафури (Башкирия), Мамед Кули-заде (Азербайджан), Таир Жомартбаев, Спандияр Кобеев, Султанмахмут Торайгыров (Казахстан) и другие молились против мулл и религиозных деятелей, цеплявшихся за устаревший порядок учёбы, отстаивали новометодное направление».

Передовые казахские педагоги - писатели не просто защищали новометодную школу, но, занимаясь преподаванием, составляли учебные пособия. Так, С.Кобеев написал книгу «Примерное дитя», Малдыбаев - «Новейший казахский букварь», Таир Жомартбаев - «Подарок детям». Этот сборник стихов Т.Жомартбаева вышел в Семипалатинской типографии «Ярдам» в 1912 году.

Сборник «Подарок детям» носит хрестоматийный характер. В него вошли стихи, написанные Жомартбаевым под влиянием лучших произведений Крылова, Л.Толстого, Абая, утверждавших гуманизм, идеи просветительства, стремление к знаниям. 13 сборник были включены стихотворения «Воспитанный мальчик», «Наставление детям», «Печаль сироты», «Добрые друзья» и другие, которые учили детей думать, удивляться окружающему миру. Как правило, они были сюжетными и побуждали к действиям. Например, в стихотворении «Добрые друзья» поэт рассказывает о мальчике сироте, которому помогают учиться его товарищи.

Таир включил в книгу и свои переводы рассказов русских педагогов и писателей. Одно из стихотворений является вольным переводом произведения К.Д.Ушинского («Приглашение в школу»). В сборник вошло несколько рассказов Л.Н.Толстого, а также стихи, написанные в ключе великих предшественников Таира - Абая и Алтынсарина (некоторые произведения Т.Жомартбаева были переизданы в 1982 году, вошли в сборник «Казахская поэзия начала ХХ в.»).

Таира Жомартбаева справедливо относят к прогрессивным деятелям казахской культуры начала XX в. В «Истории казахской советской литературы» об общественной и литературной деятельности казахских просветителей - демократов говорится: «Традиция демократического просветительского направления в казахской письменной литературе, основы которой были заложены еще Ч.Валихановым, А.Кунанбаевым, И.Алтынсариным, в Условиях предреволюционных лет начала XX века углубила творческую силу критического реализма через показ общественных проблем, потребностей новой эпохи, особенно – социального неравенства в казахских аулах, колониального угнетения, освободительной борьбы трудящихся. Эта тенденция нашла яркое вырадение в произведениях таких писателей, как С.Донентаев, М.Сералин, С.Кобеев, С.Сейфуллин, Б.Майлин, Т.Жомартбаев».

В начале XX века в казахской литературе зарождается художественная литература. Появляются первые романы, среди которых «Калым» С.Кобеева, «Красавица Камар» С.Торайгырова, «Қыз көрелік» («Смотрины») Таира Жомартбаева. В романе «Смотрины» или («Поглядим на девушку») (1912) автор подвергает критике косность дореволюционного казахского быта, выдвигает проблемы женского равенства и просвещения. В образе главной героини романа Гайникамал автор создаёт обобщённый тип образованной и свободолюбивой девушки. Писатель акцентирует внимание на том, что Гайникамал удалось получить образование, ставшее ей так необходимым в борьбе за счастье. Отец девушки считал своим долгом дать ей хорошее, в духе просветительских устремлений века, воспитание.

Героиня романа заканчивает женское медресе в Уфе и возвращается на родину с благородными помыслами: помочь обездоленным казахским девушкам получить образование. Гайникамал не только отстаивает свою личную свободу, но пытается доступными ей средствами сделать реальной мечту. В конце романа Гайникамал, соединив свою судьбу с любимым человеком, сама участвует в борьбе за женское образование.

Трудно переоценить воспитательное значение «Смотрин» для казахской молодежи тех лет; неудивительно, что роман получил широкое признание, а стихи из него заучивались и исполнялись на вечерах и празднествах.

Таким образом, роман «Смотрины» - одно из самых первых произведений зарождавшейся казахской художественной прозы, в котором подняты злободневные проблемы жизни и быта трудового народа.

Таир Жомартбаев, просветитель и педагог, всю свою жизнь и настойчиво следовал педагогическому кредо Абая: «Учить не уставая». Но Жомартбаев не ограничивался педагогической деятельностью: он активно участвует в культурно- просветительской работе, организации литературных и музыкальных вечеров. Вместе с супругами Кульжановыми он был, например, одним из организаторов вечера казахской музыки и поэзии, состоявшегося 13 февраля 1915 года в Семипалатинске. В тот день зрители услышали со сцены «Айтыс Биржана и Сары». В проведении вечера участвовали преподаватель учительской семинарии Нургали Кульжанов, учитель Мустахим Малыбаев, учащиеся семинарии Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев, популярные певцы Муха, Альмагамбет и другие.

Произведения Таира Жомартбаева, призывавшие к свободе, справедливости, к свету знаний, его культурно - просветительская деятельность не могли понравиться тем, кого он высмеивал. Таир охотно шел на острую полемику с представителями духовенства и нажил себе многочисленных врагов. Имамы двадцати мечетей Семипалатинска травили его...

В 1916 году Таир, вынужденный покинуть Семипалатинск, переезжает в Зайсан, где преподает вместе с супругой в медресе, отстаивая просветительские идеи, которым он следовал всегда.

В советское время Жомартбаев активно включился в борьбу за ликвидацию неграмотности, открытие начальных школ и интернатов. В 1927 году он возвратился в Семипалатинск. В школах и казахском педагогическом техникуме вел уроки казахского языка и литературы, математики, организовывал литературно-драматические и музыкальные кружки и внес весомый вклад в развитие в нашем крае сценического искусства. Интересно, что народный артист СССР, известный режиссер Шакен Айманов, народной артист Казахской ССР Шахан Мусин - воспитанники Таира Жомартбаева.

Занимаясь журналистикой, регулярно писал статьи, фельетоны в «Айкап», «Новую школу» и другие журналы.

Педагог - писатель внес свой посильный вклад и развитие казахской драматургии 20-х годов. Его первое драматическое произведение «Это твоя жизнь, казах?» было поставлена в Зайсане, а трехактная пьеса «Сват» - в Семипалатинске.

Фельетоны и статьи Т. Жомартбаева, увидевшие свет на страницах газет и журналов, так же, как и его художественные произведения ждут своего исследователя. Из его поэзии послеоктябрьской периода в 1982 году была переиздано лишь стихотворение о Ленине «Кто он?», впервые опубликованное в журнале «Жана мектеп» в 1928 году. Между тем, до конца своего жизненного пути (1937) Т.Жомартбаев создал целый ряд художественных произведений, среди которых заслуживают особого внимания стихотворения «Зайсан», «Чингистау», «Родной язык» и другие.


Литература:

Калижанов У. Жомартбаев Таир // В кн.: Казахская ССР: 4-х томная краткая энциклопедия. Т.4. – Алма-Ата, 1991. - С.244.

Таир Жомартбаев // В кн.: Гайнуллина Ф.А. Литература Семипалатинского Прииртышья: Учеб. пособие. - Семипалатинск, 2002. - С. 39-43.