Обелиск на братской могиле |
08.11.2012 08:23 |
Памятник истории
Адрес: г. Семей, Центральный парк .
В 1919 году останки расстрелянных людей были захоронены в братской могиле в парке В.И.Ленина. В 1920 году был сооружен обелиск на братской могиле из оштукатуренного кирпича. В 1973 году этот обелиск был снесен и на его месте был установлен новый из металла и гранита. Авторами проекта обелиска являются супруги Гавриловы. В качестве символа революции взяты штык и знамя. На красном граните высечены: звезда, «1919 год», надпись и фамилии погибших..
Штык и металлический каркас отделан титановыми листами. Серый и черный гранит из месторождения Алтайского края. Красный гранит из Алматы.
Высота штыка - 11 метр, ширина подиума - 9 метр. Штык символизирует то, что Советская власть в городе установлена вооруженным путем.. Высота красного знамени - 2,80 метр, ширина - 5,2 метр.
Литература:
Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно-Казахстанской области. - Усть-Каменогорск, 2005. - С. 112. |
Обновлено 16.11.2012 12:13 |
08.11.2012 08:19 |
Памятник истории 1933 года.
Местонахождение: г. Семей, кладбище в восточной части города.
Видный казахский поэт - демократ начала 20 века С. Донентаев внес заметный вклад в казахскую литературу. Родился он в 1891 году в семье бедного крестьянина в ауле №4 бывшей Семипалатинской области, Павлодарского уезда, Аксуйской области (ныне Павлодарской области). Первоначальное образование получил в мусульманскомй школе, а позднее учился в школе основанным Касымом Ертыкбаевым в г. Павлодаре. Духовные запросы одаренного юноши выходили за рамки медресе.
Нет данных о том, когда он начал писать, но нужно полагать, что за перо он взялся еще в стенах школы, поскольку его первые стихи были опубликованы на страницах казахского журнала «Айкап» еще в 1913 году. В 1916 году, в Уфе был издан сборник его стихов. Эта первая книга принесла ему популярность среди читателей. После выхода в свет этого сборника, стихи С. Донентаева стали печататься на страницах периодической печати. В 1916 году С. Донентаев был мобилизован на тыловые работы. На родину вернулся после февральской революции и поступил в г. Семипалатинске на курсы по подготовке учителей. Победа революции в Казахстане открывает перед С.Донентаевым широкий простор для его творческой деятельности. С 1919 по1922 годы поэт активно работает в казахских аулах, сплачивая на местах трудовые массы вокруг советской власти. В 1923 году С. Донентаева приглашают на работу в редакцию губернской газеты «Казак тілі». С этого момента начинается плодотворная полоса его деятельности как поэта и публициста. Им написано множество стихотворений, очерков, фельетонов, статей, отражающих революционные преобразования в Казахстане. В эти годы Донентаев горячо отстаивал позиции советских писателей, о чем свидетельствуют его стихи. С 1929 года и до последнего дня его жизни поэт был членом Ассоциации пролетарских писателей. Умер С.Донентаев после продолжительной болезни 23 мая 1933 года в г. Семипалатинске.
Надгробный памятник сделан в виде плиты, которая представляет собой раскрытую книгу. Могила огорожена металлической решеткой. Имеется подпись «Сабит Донентаев (1891 -1933 гг.)».
Литература:
Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно-Казахстанской области. - Усть-Каменогорск, 2005. - С. 95. |
Обновлено 16.11.2012 12:09 |
|
04.11.2012 10:57 |
Памятник архитектуры первой половины ХIХ века.
Местонахождение: город Семей, ул. Джамбула, 18.
15 декабря 1872 года Семипалатинская городская дума из Правительствующего сената просит Слободку на левом берегу Иртыша включить в городскую черту. Об этом говорят материалы из архива Омска «Дело о присоединении заречной Слободки к г. Семипалатинску». Заречная Слободка состоит из трех смежных под названием «Тинибаевская», «Джаломановская», «Тарактинская», в которых числится до 534 домов с населением 2686 человек, преимущественно киргизов». Правительствующий сенат своим указом удовлетворил просьбу городской думы. Часть города на левом берегу под названием «Тинибаевская Слободка», связана с именем Тыныбая Каукенова, киргиза (казаха) из рода «уак», купца второй гильдии купеческого сословия. Об этом еще раз свидетельствует архивный материал от 1839 года 22 августа «Доклад о состоянии киргизов, кочующих выше города Семипалатинска»: «... один Семипалатинский киргиз Тыныбай Каукенов торгуя в степи, сумел приобрести порядочный капитал и построил в городе дом, с 1839 года записался уже в купцы по третьей гильдии». Еще в архиве Казахстана сохранилось архивное дело 1842 года под названием «Дело о причислении старшины Уваковской волости Каукенова в купеческое сословие города Семипалатинска». Все выше перечисленные архивные данные подтверждают, что Т.Каукенов действительно жил в городе Семипалатинске. Будучи купцом, он построил жилой дом на левом берегу Иртыша. Рядом с домом начал сооружать магометанскую молитвенную мечеть.
Эта мечеть до сих пор используется по первоначальному назначению. Об истории мечети Т.Каукенова говорится в архиве Казахстана. Согласно ведомости, заполненной в 6 мая 1858 года «О численности магометанских мечетей и прихожан мужского - женского пола в городе Семипалатинске», в мечети Т. Каукенова прихожан мужского пола было 145, женского пола - 137. Ссылаясь на достоверные архивные данные, предполагается, что мечеть построена в 1840 году. Владелец мечети Т.Каукенов прожил до начала ХХ века. С 70-х годов Т. Каукенов с третьей гильдии переводится на вторую гильдию.
Мечеть сооружена в 30-40-х годах ХIХ века. Фундамент каменный, стены до купола (минарета) деревянные. Наличие живописи, скульптуры отсутствуют. Наличие прикладного искусства, резьба разных форм для украшения купола и трона. Внутренние помещения состоят из больших двухъярусных залов. Нижний этаж - для молитвы мужчин, верхний ярус-для молитвы женщин.
Архитектура памятника принадлежит к типу так называемых «сибирско-татарских» мечетей, по принципу построения весьма схожа с памятниками православного культового зодчества, когда на одну ось нанизываются разновеликие составные части.
Различие заключалось главным образом, в формах купольных и вертикальных завершений, традиционных для ислама. Минарет венчает часть мечети аналогичную «трапезной» или притвору в русском церковном зодчестве. Четверик основного объема в православии дополняемый малым четвериком или восьмериком, в исламском зодчестве, как правило, украшен подобным дополнением с несколько иной трактовкой купольного покрытия. Стены мечети скупо декорированы. Их оживляют оконные проемы прямоугольной формы, а так же люкарны верхнего яруса основного объема, служащие для освещения помещения для женщин. Дополнительным декором являются печные и водосточные трубы, украшенные затейливым узором. Необходимо отметить неудачную попытку, так называемой «реставрации» минарета, а так же новую обшивку здания. В результате этих непродуманных действий минарет утратил свой подлинный облик и былое изящество, так же как и мечеть в целом. В этом смысле утрачен «налет старины». Надворные постройки весьма ущербны в плане архитектурных изысканий, «закрыли» памятнике наиболее выгодных смотровых точек.
Литература:
Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно-Казахстанской области. - Усть-Каменогорск, 2005. - С. 80. |
Обновлено 16.11.2012 12:11 |
Метизно-фурнитурный завод (мельница Мусина) |
04.11.2012 10:51 |
Памятник истории и архитектуры 1900 года.
Адрес: город Семей,
ул. Ильяшева, 45.
В 1900 году в городе Семипалатинске купцом Мусиным была построена мельница, где мололи муку, перерабатывали пшеницу, которую привозили из Сибири и Алтая. Рядом с мельницей был расположен склад, где хранилась готовая продукция.
Здание трехэтажное кирпичное, фундамент - бутовый камень. Стены перегородки кирпичные, в три кирпича. Перекрытия деревянные. Кровля железная. Полы дощатые. Произведены отделочные работы: штукатурка и побелка.
Высота здания - 10,4 м.,
полезная высота комнат - 3,5 м.,
объем здания - 2964 куб. м.
Литература
Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно-Казахстанской области. - Усть-Каменогорск, 2005. - С. 109. |
Обновлено 16.11.2012 12:14 |
|