Мухамедханов Каюм (1916-2004)
15.04.2013 07:08

MuhamedzhanovКаюм (Габдулкаюм) Мухамедханов родился 5 января 1916 года в городе Семипалатинске. Его отец Мухамедхан Сейткулов был достаточно обеспеченным человеком, имел добротный особняк в Жана-Семее, где на литературных беседах бывали такие выдающиеся личности, как поэты С.Торайгыров и Ш.Кудайбердиев, прославленный борец Хаджимукан, певцы Амре Кашаубаев и Майра Валиева, будущие академики М.О. Ауэзов, К.И. Сатпаев, А. Маргулан и многие другие.

В 1924 году мальчик Каюм поступает в казахскую школу первой ступени. Затем последовали школа колхозной молодежи, сельхозтехникум и учительский институт. В 1940 году Каюм Мухамедханов с отличием окончил Семипалатинский педагогический институт имени Н.К.Крупской (ныне имени Шакарима) и был оставлен на преподавательской работе.

Уже в годы учебы Каюм Мухамедханов проявил свой незаурядный литературный талант, писал стихи и статьи, которые помещались в стенной печати и в областных газетах «Екпинди» и «Прииртышская правда» (ныне «Семей таны» и «Иртыш»). Будучи студентом пединститута, он стал членом Союза писателей СССР, что, естественно, активизировало его творческую и общественную деятельность.

По совету и под непосредственным руководством свонго старшего брата по перу и неизменного наставника Мухтара Омархановича Ауэзова. К.Мухамедханов с раннего возраста начал заниматься литературным краеведением, сбором этнографических материалов, исчезающих рукописей и полузабытых, ставших библиографической редкостью, книг. В то же время он принимал активное участие в организации и открытии первого в республике литературно-мемориального музея Абая, первым директором которого впоследствии и стал. Вначале, в 1940 году, экспозиции музея Абая были развернуты в двухэтажном фойе, находившемся по улице Загородной (ныне ул. Жамакаева), принадлежавшем в свое время купцу Бекбаю Беисову, у которого останавливался и бывал Абай в прошлом столетии. Через четыре года музей был переведен в двухэтажный дом Анияра Молдабаева, расположенном по улице Комиссарской (бывшая ул. Полицейская), где великий казахский поэт постоянно останавливался и подолгу жил.

В сороковые годы Каюм Мухамедханов был уполномоченным Союза писателей Казахстана по Семипалатинской области находясь на этой должности, пристальное внимание уделял выявлению одаренной молодежи: начинающих поэтов, прозаиков и молодых акынов, склонных к импровизации, чтобы подготовить их к участию в айтысах, оказывал помощь и давал литературные консультации таким сложившимся и зрелым акынам, как Нурлыбек Баймуратов, Шакер Абенов, Танирберген Амренов и другие.

Известен К.Мухамедханов и как автор текста Государственного гимна Казахской ССР, который был утвержден Президиумом Верховного Совета Республики в 1945 году.

Свое поэтическое дарование Каюм Мухамедханов проявил и в художественном переводе. В истории казахской литературы сложилась особая традиция, когда прозаическое произведение иностранного писателя-классика переводилось на казахский язык стихами. Так поступил Абай, использовав для первой части своей поэмы «Масгуд» сюжет «Восточной легенды» И.С.Тургенева. Особенно плодотворно воспользовался таким приемом Шакарим Кудайбердиев, сделав полный художественный перевод прозаических произведений А.С.Пушкина «Дубровский» и «Метель» на казахский язык в форме поэм.

Продолжая эту традицию, заложенную Абаем и Шакаримом Каюм Мухамедханов сделал художественный перевод в стихотворном варианте известногопроизведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - «Сормаңдай Лиза».

В результате многолетней собирательской и кропотливой научно-исследовательской работы Каюм Мухамедханов сделал достоянием истории казахской литературы поэмы «Дагестан» и «Зулус» Акылбая; «Енлик и Кебек» и «Медгат и Касым» Магауи Кунанбаевых. При публикации этих произведений в отдельных сборниках и антологиях непременно дается ссылка: «...Взяты из архива Каюма Мухамедханова».

Впоследствии, благодаря стараниям ученого, данные поэмы вошли в школьную и вузовскую программы.

К.Мухамедханов сохранил для потомков и в дальнейшем опубликовал ряд стихотворений и поэм Кокпая Жанатаева, Арипа Танирбергенова, Асета Найманбаева, Шакарима Кудайбердиева, Аубакира Кунанбаева, Уайса Шондыбаева, Акылбека Сабалова, Мажита Даулетбаева, Ильяса Молдажанова и многих других. Как ни странно, но до нашего времени были затеряны некоторые произведения Абая Кунанбаева. Поиски Каюма Мухамедханова оказались соотносимы литературному подвигу, так как им найдены и введены в научно-исследовательский обиход более двадцати стихотворений великого поэта.

Определенным и вынужденным перерывом в творческой и научно-исследовательской деятельности Каюма Мухамедханова были годы войны, когда он был мобилизован в трудовую армию, и репрессии конца 40-х годов.

Следуя по стопам Ауэзова, Каюм Мухамедханов также рано приобщился к драматургии. Еще в довоенное время в 1940 году им была переведена на казахский язык музыкальная комедия У. Гаджнбекова «Аршин мал алан». Эта пьеса азербайджанского автора явилась определенной вехой в творчестве художника и стала настолько популярной, что после некоторой доработки в 1981 году снова вошла в репертуар семипалатинского музыкально-Драматического театра имени Абая.

В те же сороковые годы К.Мухамедханов начал создавать свои оригинальные пьесы. В 1944 в областном театре была поставлена его пьеса «Лад», в 1947 году - «От фронта к фронту». В этих своих произведениях автор воссоздает перипетии роста и взаимоотношений казахской интеллигенции, поднимает вопросы мобилизации духовных и нравственно-этических сил в послевоенном строительстве.

Роковой оказалась защита кандидатской диссертации Каюмом Мухамедхановым в 1951 году на тему «Литературная школа Абая». Злобствующие критиканы выступили против этого научного труда, начиная с самого названия. Они упорно доказывали, что такие «враги народа» как Шакарим Кудайбердиев и другие, никак не могут быть причислены к школе Абая и вообще такого понятия, как «школа Абая», не было и не может быть. Но неумолимое время «расставило все по местам».

В последние десятилетия из-под пера К.Мухамедханова вышли труды: «Сын своего времени», «О рукописном наследий М.О.Ауэзова», «М.О.Ауэзов - семинарист», также введенные в научный оборот современными казахстанскими учеными-ауэзоведами. При отсутствии до настоящего времени научно-творческой биографии М.О.Ауэзова, эти работы К.Мухамедханова имеют несомненную основополагающую значимость.

К.Мухамедханов сегодня - признанный историк литературы.

Каюм Мухамедханов - Почетный член редакции журнала «Абай», Почетный гражданин города Семипалатинска, Абайского и Жанасемейского районов, награжден многими медалями и тремя значками Отличника народного просвещения, имеет Почетную грамоту Верховного Совета Казахстана, на его труды ссылаются во многих научно-исследовательских монографиях. Его имя вошло во все казахские энциклопедии.


Литература:

Мухамедханов Кайым // В кн.: Литература Казахстана: Энциклопедический справочник. - А., 2010. - С.355-356.

Мухамедханов Каюм // В кн.: Гайнуллина Ф.А. Литература Семипалатинского Прииртышья: Учеб. пособие. - Семипалатинск, 2002. - С. 77-80.