Мечеть Тыныбая Каукенова
04.11.2012 10:57

Памятник архитектуры первой половины ХIХ века.

Местонахождение: город Семей, ул. Джамбула, 18.

 

115 декабря 1872 года Семипалатинская городская дума из Правительствующего сената просит Слободку на левом берегу Иртыша включить в городскую черту. Об этом говорят материалы из архива Омска «Дело о присоединении заречной Слободки к г. Семипалатинску». Заречная Слободка состоит из трех смежных под названием «Тинибаевская», «Джаломановская», «Тарактинская», в которых числится до 534 домов с населением 2686 человек, преимущественно киргизов». Правительствующий сенат своим указом удовлетворил просьбу городской думы. Часть города на левом берегу под названием «Тинибаевская Слободка», связана с именем Тыныбая Каукенова, киргиза (казаха) из рода «уак», купца второй гильдии купеческого сословия. Об этом еще раз свидетельствует архивный материал от 1839 года 22 августа «Доклад о состоянии киргизов, кочующих выше города Семипалатинска»: «... один Семипалатинский киргиз Тыныбай Каукенов торгуя в степи, сумел приобрести порядочный капитал и построил в городе дом, с 1839 года записался уже в купцы по третьей гильдии». Еще в архиве Казахстана сохранилось архивное дело 1842 года под названием «Дело о причислении старшины Уваковской волости Каукенова в купеческое сословие города Семипалатинска». Все выше перечисленные архивные данные подтверждают, что Т.Каукенов действительно жил в городе Семипалатинске. Будучи купцом, он построил жилой дом на левом берегу Иртыша. Рядом с домом начал сооружать магометанскую молитвенную мечеть.

Эта мечеть до сих пор используется по первоначальному назначению. Об истории мечети Т.Каукенова говорится в архиве Казахстана. Согласно ведомости, заполненной в 6 мая 1858 года «О численности магометанских мечетей и прихожан мужского - женского пола в городе Семипалатинске», в мечети Т. Каукенова прихожан мужского пола было 145, женского пола - 137. Ссылаясь на достоверные архивные данные, предполагается, что мечеть построена в 1840 году. Владелец мечети Т.Каукенов прожил до начала ХХ века. С 70-х годов Т. Каукенов с третьей гильдии переводится на вторую гильдию.

Мечеть сооружена в 30-40-х годах ХIХ века. Фундамент каменный, стены до купола (минарета) деревянные. Наличие живописи, скульптуры отсутствуют. Наличие прикладного искусства, резьба разных форм для украшения купола и трона. Внутренние помещения состоят из больших двухъярусных залов. Нижний этаж - для молитвы мужчин, верхний ярус-для молитвы женщин.

Архитектура памятника принадлежит к типу так называемых «сибирско-татарских» мечетей, по принципу построения весьма схожа с памятниками православного культового зодчества, когда на одну ось нанизываются разновеликие составные части.

3Различие заключалось главным образом, в формах купольных и вертикальных завершений, традиционных для ислама. Минарет венчает часть мечети аналогичную «трапезной» или притвору в русском церковном зодчестве. Четверик основного объема в православии дополняемый малым четвериком или восьмериком, в исламском зодчестве, как правило, украшен подобным дополнением с несколько иной трактовкой купольного покрытия. Стены мечети скупо декорированы. Их оживляют оконные проемы прямоугольной формы, а так же люкарны верхнего яруса основного объема, служащие для освещения помещения для женщин. Дополнительным декором являются печные и водосточные трубы, украшенные затейливым узором. Необходимо отметить неудачную попытку, так называемой «реставрации» минарета, а так же новую обшивку здания. В результате этих непродуманных действий минарет утратил свой подлинный облик и былое изящество, так же как и мечеть в целом. В этом смысле утрачен «налет старины». Надворные постройки весьма ущербны в плане архитектурных изысканий, «закрыли» памятнике наиболее выгодных смотровых точек.


Литература:

Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно-Казахстанской области. - Усть-Каменогорск, 2005. - С. 80.

Обновлено 16.11.2012 12:11