PDF Print E-mail
Written by Chingiz   
Friday, 20 January 2017 15:10
There are no translations available.

Алаш-орда и алашординцы: долгая дорога к свободе: Истоки и смысл движения Алаш-Орды

 

Появлению на политической арене движения Алаш-Орды способствовала сама атмосфера начала XX века, политическая ситуация, сложившаяся на окраинах Российской империи. Колониальный характер управления Казахским краем, практиковавшийся десятилетиями, экономическое и гражданское притеснение, изъятие родовых земель, предназначенных для свободного кочевания - «казакования», презрение к культуре «киргиз-кайсаков», насилие и жестокость царских администраторов не могли не вызвать недовольства и протеста со стороны местного населения.

Назначение на посты в отдаленный Туркестанский край, как правило, было следствием официальной немилости, и поэтому гражданские и военные посты, как замечает зарубежный исследователь Марта Брилл Олкотт, были заняты «отталкивающими личностями». Она даже цитирует признание одного царского чиновника: «...Мы находились далеко не на тех моральных высотах, на которые мы поместили сами себя по прибытии в Центральную Азию... многие функционеры наших управлений отличались плохим характером». В целях быстрейшего покорения края власти насаждали в степи свои ассимиляторские порядки по изменению языка, религии и культуры кочевников.

 

1

 

Идеи защиты неграмотного и непросвещенного, в основной массе, казахского населения от произвола и угнетения царских властей постепенно овладевают умами многих просвещенных казахов, учившихся или окончивших учебные заведения, преимущественно, в России и Европе (Москва, Петербург, Томск, Омск, Варшава). Движение получило свое название от имени мифического хана казахов: Алаша-хана. В имени «Алаш», кстати, тождественном названию «казах», получила свое воплощение как идея объединения всех земель под руководством единого правителя, так и мечта о казахской независимой государственности - основном инструменте в системе защиты национальных чаяний и интересов.

Несмотря на сопротивление официальных властей, съезд (в ограниченном составе) все же прошел. Его участниками, кроме Сералина, стали врач А.Алдияров, М.Дулатов и другие. Мысль о создании своей, политической организации была развита в дальнейшем: в выступлениях и деятельности Алихана Бокейханова, Халела Досмухамедова, Ахмета Байтурсынова. За лидерами движения тут же была установлена слежка царских спецслужб - охранного отделения, и А.Бокейханов и А.Байтурсынов неоднократно привлекались царскими опричниками к ответственности. Яркие идеи освобождения и равенства народов притягивает в ряды движения видных деятелей культуры Степи - старейшину казахской поэзии Шакарима, молодого талантливого поэта Магжана Жумабаева, Гумара Караша, Турагула Абаева и многих других... В деятельности Алаш-Орды принимают участие совсем юные, будущие светила казахской литературы и науки - Мухтар Ауэзов и Каныш Сатпаев.

Идеи справедливости и защиты кочевников, модернизации и возрождения казахского общества становятся стержневой линией деятельности этих лиц. На первый план в эти годы выдвигается Алихан Бокейханов - высококлассный политик, член Первой Государственной Думы. Отречение царя от престола и победу Февральской буржуазно-демократической революции лидеры Алаш-Орды встретили с воодушевлением, поскольку связывали с приходом к власти русских либералов во главе с А.Ф.Керенским свои надежды на освобождение от колониального гнета. Как бы в подтверждение этих надежд Алихан Бокейханов в марте 1917 года был назначен комиссаром Временного правительства по Тургайской области.

С 19 по 22 апреля 1917 года в помещении цирка прошло первое заседание Уральского областного съезда, который единогласно избрал председателем (несмотря на то, что тот отсутствовал) Халела Досмухамедова. Это собрание было своеобразной пробой сил и стало промежуточным этапом для проведения общенационального конгресса.

2

 

С целью оказания помощи мобилизованным на тыловые работы степнякам группа интеллигентов, во главе с А.Бокейхановым, выезжает на Западный фронт, в район Минска. Находясь недалеко от линии боевых действий, они организовывают вызов таких необходимых специалистов, как врача-фельдшера, учителя. Ими было организовано общество «Еркін дала» («Свободная степь»). Отношение к царскому указу, затем сами вопросы тактики ведения политической борьбы за освобождение народа, раскалывают к 1917 году ряды казахской интеллигенции на несколько направлений.

Общенациональный съезд казахов прошел с 26 по 28 июля 1917 года в Оренбурге. Председательствовал на съезде Халел

(Казахская интеллигенция. Начало XX века) Досмухамедов. Делегаты съезда рассмотрели несколько вопросов, в том числе такие, как форма государственного правления, автономии в областях, где проживают казахи, земельные вопросы и проблемы женского равноправия в Степи, земства, религиозные вопросы, вопросы создания народной милиции и подготовки к Учредительному собранию. Двенадцатым пунктом съезда был вопрос о создании казахской политической партии; где делегаты очертили принципиальные основы построения программы с ее утверждением на Учредительном собрании. Участники съезда подали телеграмму военному министру внутренних дел Временного правительства с просьбой предоставить спокойствие народу, обезоружить солдат, которые возвращаются с фронта с оружием в руках, расстреливают и грабят местное население. Съезд обратился к соотечественникам с призывом оказать помощь страдающим от голода казахам Семиречья. В пункте «О государственном управлении» съезд указал, что в России должна быть демократическая федеративная парламентская республика. Кандидаты в Учредительное собрание получили четкий наказ - добиваться национально-территориальной автономии казахов.

Пожалуй, во всей Центральной Азии не было в тот исторический момент такого движения, которое по поставленным целям, по политической значимости и широте охвата, могло бы встать вровень с партией «Алаш». В опубликованном 21 ноября 1917 года проекте программы партии «Алаш», в первом его параграфе указывалось:

«Россия должна стать демократической федеративной республикой. Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется самостоятельно. Во главе правительства стоит учредительное собрание, в промежутках - президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной думой на известный срок лет. Президент управляет через Совет министров, ответствен перед Учредительным собранием и Государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все, без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым равным и тайным голосованием".

1."Автономия киргиз-кайсаков слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями".

2."В Российской федерации существует равноправие, неприкосновенность личности и свобода слова, печати и союзов".

3."Религия должна быть отделена от государства. Все должны быть свободны и равны".

4."Все народы перед судом равноправны, причем если рассмотрение дела происходит в местностях с киргизским составом населения, то оно должно быть на киргизском языке».

5."Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния вообще: богатый платит больше, бедный - меньше".

6."Рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих".

7."Народное образование должно быть состоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатное. В начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. Киргиз-кайсаки должны иметь свои средние и высшие учебные "заведения, включительно до университетов".

Последний пункт отражал требования того времени, когда казахи, как и многие народы национальных окраин, вообще были отчуждены от образования.

И последний параграф - 8. Учитывая колоссальную напряженность в земельном вопросе, нередко приводившую вследствие дискриминационных мер царских властей к массовым волнениям и восстаниям в степи, составители программы указали: "При выработке земельного закона в учредительном собрании в основу должно ложиться наделение землею, в первую очередь, туземцев. Наделение переселенцев-крестьян, до окончания полного наделения туземцев, не должно производиться.

...Продажа земли категорически воспрещается. Все богатства земли: большие леса, реки -принадлежат государству и управляются земством".

Что же здесь было настолько "националистическим" и "аномальным", что в течение 60 с лишним лет общественности запрещали знакомиться с программой "Алаша"? Нам думается, что мы до сих пор, уже в XXI веке, во многом еще не доросли до тех принципов, которые провозглашали алашординцы в начале столетия.

Съездом руководили Б.Кулманов, К.Кенесарин, Г.Караш, М.Дулатов. С докладом выступили А.Бокейханов и Х.Габбасов. На своих заседаниях съезд рассмотрел следующие вопросы:

1) отношение к автономии Сибири, Туркестана и Юго-Восточному союзу;

2) автономия киргизских областей; национальный фонд, народный суд, продовольственный вопрос и др. Обсудив доклад Габбасова об автономии и имея в виду, что в конце октября пало Временное правительство и нарастает опасность анархии, а единственным выходом из создавшегося трудного положения является организация твердой власти, съезд единогласно постановил:

1. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семиреченской, Семипалатинской, Сыр-Дарьинской, киргизских уездов Ферганской, Самаркандской, Аму-Дарьинского отдела, Закаспийской области, смежных киргизской волостей Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением кайсак-киргизе кого единого происхождения, единой культурой, историей и языком.

2.Автономии кайсак-киргизских областей присвоить название "Алаш".

3.Территория автономных областей «Алаш» со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляет собственность «Алаш».

4. Конституция автономии «Алаш» утверждается Всероссийским учредительным собранием.

5. Всем, кто живет среди, кайсак-киргизов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии «Алаш» представители всех наций должны быть представлены пропорционально.

Представляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии «Алаш».

6. В целях спасения области «Алаш» от общего развала, анархии организовать временный народный совет (Алаш-Орда), состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди кайсак-киргизов. Местом пребывания Алаш-Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в руки исполнительную власть над кайсак-киргизским населением.

7.Алаш-Орда обязуется принять, энергичные меры для создания народной милиции.

8.Алаш-Орда обязана в ближайшее время созвать учредительное собрание автономии «Алаш» на началах, выработанных ею применительно к существующим правилам о производстве выборов в общее Российское учредительное собрание.

9. Алаш-Орда уполномочивается съездом:

а) заключать займы;

б) вести переговоры в блоках с другими автономными соседями, причем само право заключения договора предоставляется учредительному собранию «Алаш».

10. К учредительному собранию «Алаш» народный совет обязан представить, выработанный им проект конституции автономии «Алаш».

Лидеры движения были очень последовательны в своих намерениях. Они шаг за шагом шли к созданию автономии. Но в этот период в Казахстане практически уже существовало многовластие. Наряду с остатками власти Временного правительства то здесь, то там стали возникать Советы. Оренбургские, сибирские, семиреченские казаки создали свои военизированные органы самоуправления, крестьяне и, возвращавшиеся с фронтов, солдаты - свои. Большевистское насилие порождало обратный террор. Весной, 1918 года, началась кровопролитная гражданская война, вся страна разделилась на белых и красных.

Находясь в эпицентре гражданской войны, отряды Алаш-Орды принимают участие в боевых операциях против большевиков. С высоты сегодняшних дней, положа руку на сердце, можем ли мы упрекнуть их в этом? Ведь любая гражданская война - это трагедия, и в той войне не бывает правых и виноватых. Естественно, в сложившейся ситуации автономиста выбирали меньшее из зол.

Деятельность молодой автономии проходила в сложных условиях. Тем не менее органы власти Алаш-Орды стали возникать во многих местах Степного края. Наиболее дееспособными из них стали семипалатинское с центром в городе Жана-Семей, преобразованном в город Алаш, западное - с центром - поселке Жамбейты и тургайское отделения. Местные органы Алаш-Орды стали называть себя уаллаятами, при них были созданы свои суды и органы милиции. В течение 1918 года правительство Алаш-Орды за подписью Алихана Бокейханова, Мухамеджана Тынышпаева и Халела Габбасова издает ряд распоряжений, регулирующих основы землепользования; правительство ведет переписку с башкирскими автономистами, Сибирским временным комитетом.

Весной и летом 1918 года органы Алаш-Орды в союзе с казаками и отрядами атамана Дутова начинают борьбу с большевиками. Уполномоченный по Тургаю С.Кадирбаев прямо указывал, что в скором времени активно выступит против "бандитов большевиков и их повелителей немцев". Но войсковые старшины вовсе не горели желанием поддерживать правительство Алаш, их помощь, в основном, ограничивается желанием поддерживать правительство Алаш и словесными декларациями. Автономисты содержат за свой счет государственные учреждения: почту, телеграф, суды, очень плохо вооруженную милицию. Летом 1918 года Алаш-Орда формально подчинилась указу уфимской директории о прекращении деятельности, но по-прежнему, продолжала создавать параллельные органы власти.

Ситуация изменилась к весне 1918 года. Ахмет Байтурсынов в журнале "Жизнь национальностей" в августе 1919 года, разъясняя сложившуюся ситуацию, писал: "...появление Колчака с тенденцией монархической власти заставило нас подумать о той и другой власти, и мы как убежденные в том, что заветная мечта казахского народа может получить свое осуществление, предпочли перейти на сторону советской власти, хотя последнюю мы по действиям местных большевиков представляли себе не в очень привлекательном виде. ...То, что делают на окраинах поддельные большевики, противно и духу, и целям, преследуемым большевиками в центре". В марте лидеры Алаш-Орды вступают в прямые переговоры с центральными органами советской власти, но эти контакты были прерваны молчанием в ответ на предложенный лидерами правительства Алаш-Орды проект условий соглашений. 20 марта и 2 апреля 1918 года состоялись переговоры по прямому проводу между В.И. Лениным и И.Сталиным, с одной стороны, и руководителями алашординского "правительства" - А.Бокейхановым и Х.Габбасовым в Семипалатинске - с другой.

Темой разговора вновь был вопрос об автономии Казахстана. Лидеры советского правительства согласились с идеей самоопределения ранее угнетенных народов. В телеграмме, данной в день переговоров почему-то в адрес Акмолинского совета, лидеры советского правительства подчеркнули: пусть казахский народ готовится к созданию автономии сообразно своей территории. Требование предоставления автономии стало ключевой темой лидеров Алаш-Орды в переговорах с Советами. Заметим здесь, что казахи-большевики в этот период были заняты другими проблемами: установлением диктатуры пролетариата, завоеванием власти, например. Для алашординцев вопросы предоставления автономии стали вопросами "жизни и смерти". Их требования были настойчивыми и систематическими. Народный комиссар по национальностям И.В. Сталин в телеграмме от 7 апреля 1918 года на имя А.Жангильдина иезуитски ответил: "Буржуазно-националистические группы требуют автономии для того, чтобы превратить ее в оружие закабаления своих собственных масс".

Часть лидеров Алаш-Орды во главе с А. Байтурсыновым решила продолжить переговоры с большевиками. В апреле они встречаются с Алиби Жангильдиным, который организует в октябре 1919 года им встречу с В. Лениным. Переход на сторону советской власти такого авторитетного лидера, как А.Байтурсынов, повлек за собой изменения в позиции других организаторов движения. Вскоре на встречу с Лениным выезжает лидер западного отделения Алаш-Орды - Халел Досмухамедов.

В течение лета и осени 1919 года деятельность организации Алаш-Орды идет на убыль. Потерявшее своих сторонников в необъятных степях под напором большевистской силы, движение автономистов было вынуждено прекратить свое существование. 21 декабря 1919 года Семипалатинский областной комитет "Алаш" от имени всей партии призвал своих сторонников "подчиняться директивам и распоряжениям краевого революционного комитета, санкционированного центральной Советской властью". 5 марта 1919 года Военно-революционный комитет по управлению Киргизским краем принимает решение о ликвидации западного отделения правительства Алаш-Орды и приступает к "разрешению всех вопросов, связанных с окончательной ликвидацией правительства Алаш-Орды и подведомственных ему органов".

В чем значение деятельности Алаш-Орды и алаш-ординцев? Несмотря на разрозненность и краткое существование, движение Алаш-Орды оказало на историю Казахстана без преувеличения громадное значение. Именно лидерами этого движения еще в начале века была выдвинута идея о создании суверенного Казахстана. Многие лидеры движения Алаш-Орды были не только правозащитниками и политическими деятелями, но и крупными просветителями: издателями газет и журналов, поэтами, мыслителями, авторами книг и учебников; по мере сил они разбирали экономические теории. Вожди движения Алаш-Орды не только мечтали, но и в тяжелейшие годы российского перелома, безвластия и гражданской войны, заложили основы первого в XX веке Казахского государства. Их заслуга состоит в том, что, привнеся в степь идеи создания самостоятельного государства, они не только подняли знамя свободы униженного и презираемого народа, но и попытались первыми претворить эти принципы в жизнь. Пусть это государство было хрупким и непрочным и просуществовало недолго - около двух лет, - но они создали его! Мы, сами того не подозревая, живем в том государстве, границы которого в начале 20-х годов были примерно очерчены членами партии "Алаш".

И не их вина, что молодое государство, которому они дали жизнь, погибло - это объективные обстоятельства в 1917-1919 годах они оказались гораздо выше их. Многие идеи, которые выдвигали лидеры и участники движения, были присвоены позже большевиками, а имена алашординцев подверглись шельмованию и на долгие годы оказались под запретом. Кстати, миф о закоренелом национализме участников Алаш-Орды легко опровергается и тем обстоятельством, что большинство лидеров движения - А.Бокейханов, А.Байтурсынов, М.Шокай, X.Досмухамедов и некоторые другие были женаты на русских девушках, которые хранили им верность до конца своих дней, в тревожные тридцатые годы репрессий и гонений.

Литература:

Иллюстрированная история Казахстана: С древнейших времен до наших дней: В 4-х т. Т. 3.Казахстан со второй половины XIX века до первой половины XX века/ Авт.-сост. О. Жанайдаров [Текст]. - Алматы : АО "Қазақ энциклопедиясы", 2005. - С. 89-104.

Last Updated on Friday, 20 January 2017 15:18