15.04.2016 12:35

Жамбыл Жабаев

(1846–1945)

 

Жамбыл Жабаев – акын-импровизатор, один из самых знаменитых поэтов Казахстана. Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты (Старшего жуза). По семейному преданию, мать Жамбыла Улдан родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Жамбыла) в очередной раз спасался от набегов. Это случилось возле горы Жамбыл (что по-китайски значит крепость), на северо-востоке от нынешней станции Отар, в верховьях реки Чу. Мальчика нарекли в честь горы именем Жамбыл.

Ему нравились шумные и весёлые пиры, многолюдные сборища. Но больше всего он любил бывать у табунщиков, укротителей необъезженных скакунов, чабанов, которые знали множество песен, занимательных и веселых сказок. Заслушивался он и рассказами шежиреши (знатоков родословных преданий и легенд) о происхождении родов и племен, о выдающихся людях прошлого. Среди ближайших предков Жамбыла не было ни акынов, ни певцов. Но дядя его матери Улдан – Канадан был прославленным музыкантом и композитором.

Джамбул рано научился играть на домбре. Его стали выделять среди акынов-сверстников. Жамбыл стал учеником знаменитого акына Суюнбая. Много лет сопровождал Жамбыл своего учителя, слушал его выступления, перенимал опыт поэтического мастерства, прежде чем учитель смог сказать: «В добрый час, да сопутствует тебе удача, сын мой. Создавай стихи, которые народ будет с удовольствием запоминать, и которые не исчезнут из памяти народа, пусть внимают твоим стихам не отдельные лишь люди, а весь народ. Пусть льются твои стихи не из груди, а из сердца. Говоря о правде, воспевай справедливость, не иди по дороге, протоптанной другими, — найди свою тропу, подмечай и знай, что происходит вокруг. Пусть душа твоя будет богаче, чем ханская казна».

Жамбылу было двадцать лет, когда он самостоятельно стал разъезжать по аулам, демонстрируя поэтическое мастерство. В одном ауле он повстречал известную красавицу Бурым. Акын и девушка полюбили друг друга, но, по обычаю она была обещана другому. Бурым выдали замуж за человека, которому её предназначили родители. Это была глубокая рана в сердце поэта.

В 1875 году на поминки по случаю годовщины со дня смерти одного из влиятельных людей казахского рода Шапрашты, Сарыбая, съехалось много народу. Прибыл и известный акын Майкот. Сарыбай был близким родственником акына Суюнбая, и согласно казахскому обычаю, Жамбыл вместе с младшим братом Сарыбая Саржаном встретил их. Как поэт, он должен был приветствовать гостей стихами-импровизациями. Жамбыл пел о подвиге Сарыбая в борьбе с врагами, битве славных батыров рода Шапрашты с кокандскими захватчиками. Его импровизация превратилась в историческое повествование, обнаружившее замечательный талант поэта широкого социального диапазона, живущего одними интересами с родным народом. Это было первое выступление акына перед большой аудиторией. Слушатели единодушно назвали его акыном, чей талант не уступает дарованию прославленного Суюнбая.

Известные в степи акыны признали в Жамбыле равного, увидели в нём друга и соратника по поэтическому мастерству.

Значительным событием в жизни Жамбыла, оставившим глубокий след в его творческой биографии, явилась встреча с акынами Шоже: «подобно руслу, вместившему в себе необъятное море поэзии», и Шашубаем, «вдохновенно исполнявшим прекрасные песни степей под аккомпанемент гармоники». Жамбыл долгое время не разлучался с ними. Он перенял у Шашубая песни многих сары-аркинских акынов, немало преданий об Асане-Кайгы – поэте и философе XV века. Именно предания об Асане-Кайгы вдохновили впоследствии Жамбыла на создание поэмы «Утеген-батыр», он назвал ее «Хикая», («хикаят» в Средней Азии занимательный сказ, рассказ о каком-нибудь событии). Впервые она была записана в 1937 году и сейчас включена во все издания его произведений. В этой поэме описываются походы батыра Утегена, который бродит по свету в поисках лучшей земли и счастливой доли для своего народа.

В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей — «Аксакалу Калинину» (1936), «Песня о батыре Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др.

В творчестве Джамбула большое место занимает поэма «Суранши-батыр». Главная идея поэмы — борьба против порабощения и грабительства Коканда, дружба Суранши с русскими. Жамбыл в образной, обобщенной форме показал в ней борьбу казахского народа против кокандских полчищ в 50–60-х годах XIX века. В основном акын останавливается на одном эпизоде нашествие кокандцев. И в этой поэме описанные события в полной мере соответствует историческим данным.

Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Жамбылу когда он находился на джайляу. Несколько своих лучших песен в эти годы Жамбыл сложил о Москве и Ленинграде. Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941–1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентября 1941 года. Послание Жамбыла в русском переводе было передано по радио в Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и в окнах магазинов по всему городу. С любовью, с тревогой, со словом мужественного ободрения обращался казахский акын к защитникам великого города.

Обращение Жамбыла к ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла переводили многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков.

В русских переводах Жамбыл стал известен и за рубежом. Его произведения, изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира.

Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Жамбыла подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула.

С 1938 года являлся депутатом ВС Казахской ССР.

 

Умер Жамбыл 22 июня 1945 года всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея.

Произведения:

Жамбыл Жабаев = Джамбул Джабаев [Текст] : Библографиялық көрсеткіш = Библиографический указатель. - Алматы : Қазақстан, 1986. - 354 с.

О нем:

 

Джуанышбеков, Н. Жамбыл Жабаев [Текст] : очерк о жизни и творчестве / Джуанышбеков Н. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Алматы : Искандер, 2006. - 50 с. - (Творческий портрет писателя) (В помощь учителям казахской литературы, школьникам, студентам).

Дурново, И. Алмазы слов [Текст] : в 2006 году отмечается 160-летие со дня рождения великого казахского акына Жамбыла Жабаева / Дурново И. // Рудный Алтай. - 2006. - 21 марта. - С. 17.

Кешин К. Классика в камерном ключе [Текст] / Кешин К. // Казахстанская правда. - 2013. - 15 февраля. - С. 20. -(О концертах камерной музыки в Респ. филармонии им.Жамбыла).

Кыдырова Г. Родственные узы [Текст] : Союз композиторов Казахстана восстанавливает утраченные международные связи. В Казахской государственной филармонии имени Жамбыла прошел концерт с участием композиторов Татарстана, приуроченный к 20-летию независимости нашей страны / Кыдырова Г. // Страна и мир. - 2011. - 14 ноября. - С. 14.

Лебедев В. Стал Жамбыл ленинградцам родным [Текст] / Лебедев В. // Казахстанская правда. - 2015. - 22 апреля. - С. 14. - (О памятнике Жамбылу Жабаеву в г.Санкт-Петербурге).

Мустафин, С. Бюст Жамбылу [Текст] / Мустафин С. // Рудный Алтай. - 2007. - 4 сент. - С. 1.